О театре
 
7 апреля 2021

Спектакль "Полет"

Русский театр во Владикавказе впервые в России поставил спектакль «Полет» по мотивам романа русского эмигранта Гайто Газданова.

Пишут, что писатель хотел вернуться на Родину, обращался за помощью к Горькому, но свой полет завершил там, где его никто никогда не ждал – в Париже…

Там же и разворачиваются события в спектакле. На заднем плане в декорациях – Эйфелева башня – символ Франции, а прямо над сценой – три церковных купола – под ними обличались все самые грязные пороки людей. Здесь очень подходит и осетинское слово «æлгъаг» - это когда мерзкие поступки сравнимы с нечто слизким, инородным для Человеческого существа.

Герои спектакля (который ставился максимально приближенно к роману – без отклонений от исконного текста, сюжета) совершили самый неудачный и губительный побег от своего прошлого, отрыв от корней навсегда. Под изысканными тканями прекрасных фасонов французских платьев была сокрыта Русская страдающая душа. Они пытались усмирить ее похотью в надежде познать любовь; залить дорогим алкоголем в надежде испытать истинную радость; и даже безграничный поток денег с благотворительностью не помогли пробудить в них истинную страсть к жизни. Все живое умерло внутри вместе с тоской по России, которую эмигранты (и того и сегодняшнего времени!) все пытаются умом понять и аршином общим измерить. А В РОССИЮ МОЖНО ТОЛЬКО ВЕРИТЬ!

Обида зрителей на героев спектакля за это неверие и их безнравственность была очевидной, поразительной и по-детскому милой.

Казалось, что в зале нарастает электрический заряд, который ударит молнией при очередной сцене неуважения к выстраданной душе.

«Да они все там чокнутые. Это ж надо было их всех собрать на одной сцене», - сказала шепотом возмущенная женщина сзади.

«Я не понимаю, чему они аплодировали?! Порокам и грязи? Меня трясет», - говорила другая женщина, садясь в такси у театра.

Но аплодисменты были более чем заслуженными. В первую очередь они посвящались актерам Русского театра, которые как обычно блистательно раскрыли своих героев. Во-вторых, рукоплесканий заслуживают сами зрители, понявшие и не принявшие предателей души, Родины и чести. Что одно и то же для Человека.

В спектакле показана физическая (крушение аэроплана) и духовная смерть людей, стремящихся покинуть тонущий корабль в надежде примкнуть на лодках к лазурным, но чужим берегам. Нельзя убегать из страны с проклятиями, обидами на нее и работать таксистами, дальнобойщиками, массажистами, уборщиками и писателями там, где вас никогда не поймут, не полюбят так, как там, где умеют любить…

И браво Русскому театру, который доказал это через эмигранта Газданова – представителя фамилии, лишившегося семи родных братьев, рвавшихся на фронт во имя свободы России и победы над фашизмом…

Души русских эмигрантов во Франции нашли относительный покой лишь на кладбище с красивым названием Сент-Женевьев-де-Буа. Больше известно оно как «русское кладбище», ведь там похоронено около 15 тыс. русских в 5220 могилах. Роберт Рождественский писал про это кладбище:

«Плотно лежат они, вдоволь познавши
Муки свои и дороги свои.
Все-таки — русские. Вроде бы — наши.
Только не наши скорей,
А ничьи…
Как они после — забытые, бывшие
Все проклиная и нынче и впредь,
Рвались взглянуть на неё —
Победившую, пусть непонятную,
Пусть непростившую,
Землю родимую, и умереть…».
 
Автор: Елена Цагараева, телеграмм-канал "Клуб своих и настоящих"