О театре
 
22 октября 2014

"Экспериментальная творческая лаборатория" Олега Лоевского

«Чувствительная клизма для репертуарного театра»
Таким красочным эпитетом наградил Олег Лоевский свою «Экспериментальную творческую лабораторию» на пресс-конференции для республиканских журналистов, которые в преддверии двухдневного показа  собрались узнать, что это такое.
И действительно, «нашествие» молодых режиссеров во главе с основателем и художественным директором фестиваля «Реальный театр», театральным критиком, лауреатом различных премий Олегом Лоевским – это не только клизма, это стресс, это проверка боевой готовности всех без исключения  служб храмов искусства в различных городах России, коих за 10-летний период деятельности лаборатории насчитывается более 60-ти.

Наши актеры восприняли творческий натиск по-боевому.  Если бы настрой был другой, точно ничего бы не получилось. Шутка ли, за три дня надо было настолько  вжиться в образ, чтобы зритель, пришедший на так называемый эскиз,  не заметил никаких шрамов и шероховатостей в игре и воскликнул, как Станиславский: «Верю!». «В этом-то и фишка, – убежден Олег Лоевский. – Актер не успевает использовать свои наработанные штампы и вытаскивает из себя такие ресурсы, о которых, вероятно, и сам не подозревал. Эскиз – это эксклюзив, и он может быть гениальным. Если театр возьмет пьесу в репертуар и будет ее дорабатывать, получится несколько иной спектакль, хороший, но иной. Эскиз же – это своего рода мгновение, которое не повторяется».
В наш Русский академический театр имени Евгения Вахтангова «Лаборатория» попала благодаря дружбе директора театра, народного артиста России Владимира Уварова с Олегом Лоевским, который помимо всех вышеперечисленных достоинств имеет еще одно: сейчас он работает в московском «Театре наций» Евгения Миронова. С Владимиром Уваровым Лоевский познакомился в ходе благотворительного проекта «Театр – детям Беслана».  Несколько позже в процессе общения возникла мысль провести эксперимент, который уже вовсю путешествовал по городам и весям России, и во Владикавказе. Мысль укрепилась, получила материальную основу в виде поддержки Минкульта России, и молодые талантливые  режиссеры, работающие с современными текстами,  появились в нашем городе. В их задачу входило  за кратчайшее время поставить три эскиза и представить результат  на суд зрителю. Зритель же после просмотра мог высказать свое мнение прямо в зале в присутствии режиссера и актеров, а также проголосовать «за», опустив в одну из трех стеклянных банок, стоящих прямо у входа, свой «голос».

Как же подбирались пьесы?  «Это право было предоставлено театру, – отметил Владимир Уваров. – Мы учитывали ментальность,  социальную значимость литературного произведения и то, как оно ляжет на труппу. Не хотелось спектакля ради самовыражения, проще говоря, банального «выпендрежа». «В принципе в рамках лаборатории можно было бы и «повыпендриваться», чтобы  напрочь сломать сложившийся стереотип, предстать в абсолютно ином свете», – возразил ему Лоевский и признался, что из всех представленных 60-ти  пьес он бы выбрал иные, разве что оставил бы «Бесконечный апрель» двадцатишестилетнего драматурга Ярославы Пулинович.

С «Бесконечного апреля» и начала работать «Лаборатория». Георгий Цнобиладзе, режиссер спектакля, сразу  поразил  выбором дислокации. Публика располагалась в центре сцены  на вращающемся круге , а декорации старой питерской квартиры кусками обосновались  вдоль. Вся жизнь мальчика Вени, которого блестяще сыграл народный артист России Вячеслав Вершинин, прошла в этой квартире от рождения до смерти. В ней слышны голоса времени, она уже живет сама по себе и стала главным героем пьесы. «Сломанная машина времени, ползущая по ухабам и перемалывающая всех, перестраивающая под себя» – так назвала эту питерскую коммуналку  критик, эксперт театрального фестиваля «Золотая  маска» Оксана Кушляева.  Показ прошел с успехом: зрители признавались, что на сцене среди непосредственного действия испытываешь совсем иные эмоции, чем в зрительном зале, и благодарили всю творческую группу.

Надо отметить, что в «Бесконечном апреле» состоялось два дебюта. На сцену впервые вышли две молодые актрисы Русского театра Марина Мартынова и Анастасия Романова.

Также свои творческие продукты по пьесам зарубежных авторов представили Дмитрий Егоров и Павел Зобнин.  Кроме того, те актеры, которые не были заняты в спектаклях на сцене, приняли участие в публичной читке сценария, ведь одним из направлений лаборатории является как раз популяризация текстов современных авторов.

Несмотря на нехватку времени,  гости успели побывать в горах и прогуляться по Владикавказу. «Это город, в котором хочется что-то делать, он просто настраивает на работу, – поделился впечатлениями  Олег Лоевский. – Мы будем думать,  что бы еще предложить зрителю, ведь сейчас существует много интересных театральных технологий, а зритель – понятие далеко не однозначное. Надо учитывать все нюансы, прежде чем выстраивать диалог с аудиторией».

Пополнится ли репертуар нашего театра теми пьесами, которые были сыграны в рамках лаборатории в эти октябрьские дни? Пока это вопрос. Но то, что  помимо консервативного театра существует множество другой разноплановой, талантливой молодой драматургии, было доказано здесь и сейчас, это сам по себе интересно и заслуживает внимания.  Кроме того, подобный эксперимент, который впервые проводился на Северном Кавказе, это очередной творческий шаг в становлении театра, открытие новых возможностей, расширение актерского диапазона, эдакая хорошая встряска всего организма с надеждой на дальнейшее многогранное развитие.

Тамара Бунтури