О театре
 
6 мая 2015

Премьера спектакля "Метод Грёнхольма"

Премьера

ЭФФЕКТ БУМЕРАНГА

Вчера на малой сцене Русского академического театра имени Евгения Вахтангова состоялась премьера спектакля по одноименной пьесе каталонского драматурга Жорди Галсерана «Метод Гренхольма».  А накануне  на генеральном прогоне игру молодых актеров оценивали их коллеги, журналисты, студенты и школьники, любящие искусство Мельпомены.

Идея постановки интеллектуального триллера возникла осенью прошлого года, когда в культурную жизнь республики ворвался десант  экспериментальной творческой лаборатории Олега Лоевского. И среди молодых талантливых режиссеров – Павел Зобнин, который запомнился не только замечательным «черновиком»  трехдневного изготовления, но и тем фактом, что Павел не посещает разного рода пресс-конференций и не дает интервью.  Уже тогда «Метод Гренхольма», чем-то напоминающий знаменитые «10 негритят» Агаты Кристи, зацепил аудиторию современной тематикой, головокружительными сюжетными поворотами и высоким градусом увлекательного напряжения, ведь до последнего момента двухчасового действа непонятна развязка.

Великолепный квартет из молодых актеров труппы: Роберт Кисиев, Алан Цаллаев, заслуженный артист РСО-А Антон Тогоев,  Эльмира Бестаева (второй состав Мария Федорович)  отлично справились с поставленной задачей. Им удалось настолько «пропитаться» своими героями – хотя репетиции шли всего несколько дней, что, казалось, это и есть мадридские соискатели ну очень статусной должности топ-менеджера крупной компании.

По сюжету претенденты-конкуренты должны пройти тесты на так называемую профпригодность, хотя именно об этом качестве разговор и не идет. Современная корпоративная культура при отборе предлагает с помощью различных примочек вывернуть человека наизнанку, а его конкурентам воспользоваться «обнаженным» телом, чтобы  казнить или миловать.  Во избежание стороннего вмешательства фирма решила давать задания посредством письма, заперев соискателей в зале, как пауков в банке.

Впрочем, тема спектакля не нова. Борьба за место под солнцем была во все времена. Методы борьбы были самыми различными, кому насколько позволит совесть.  Казалось бы, красавец Фернандо (Роберт Кисиев) своим цинизмом и беспринципностью уже убил наповал  своих «приятелей», ан нет.  Сработал метод бумеранга: ты бьешь наотмашь, а тебя твоим же оружием бьют еще сильнее.  Монолог о родителях в блестящем исполнении Кисиева дает нам возможность  хотя бы на несколько минут поверить, что и у негодяя есть что-то похожее на жалость и сострадание.

Пожалуй, слово «виртуозно» можно применить ко всему, что происходило на сцене. Очень мастерски, тонко были поданы образы.  И мы, зрители, верим, верим, верим. «Этот материал заставляет думать, и это замечательно, – делится своими впечатлениями директор и художественный руководитель театра Владимир Уваров. –  Пьеса достаточно жесткая, но сегодня мы такие, такова наша жизнь, наши отношения. Особенно в мире, где крутятся большие деньги. Но пьеса доказывает: и в нашем жестком мире не все меряется рублем. Есть еще место милосердию и состраданию».

Главная задача современного театра – воспитывать зрителя, пробуждать в нем лучшие качества, призывать думать и размышлять, делать выводы самостоятельно, вопреки навязанной нам извне логистике. Что показывает пьеса? Здесь есть много генеральных линий, которые можно обсуждать, и одна из них – эффект бумеранга: по-русски  приблизительно трактуется следующим образом: «не плюй в колодец – пригодится воды напиться». Концовка очень неожиданна, как, впрочем, и все действие. Очень верно выбран формат малой сцены. Наблюдение «под лупой» каждого взгляда, каждой фразы и отсутствие антракта  создает условия для возникновения такого накала в зале, такой химии, что просто не можешь оторвать взгляд и слух  от интеллектуальной битвы.

Тамара Бунтури